«Мудрые слова, сказанные Халелом»
Если ты подумаешь о сотнях, тысячах казахов, получающих высшее образование, то поймёшь: этот народ также способен трудиться и двигаться вперёд. Это означает, что однажды он займёт одно из почётных мест в мире и станет второй Японией.
Для получения образования требуется много труда и огромного терпения. Путей к знаниям много. Наиболее важные – хорошая школа и образованный учитель. Кроме того, нужны книги, написанные понятным для всех языком..
Наше время – эпоха культуры, а к культуре приводит знание. Знание приходит постепенно, и чтобы быть образованным, нужно много трудиться..
Без труда нет знаний. Думать, что можно просветить народ и быстро сделать его культурным без усилий – безрассудство..
Народ сохраняет свой язык, пока остается независимым. Язык народа разрушают влияние культурных наций, которые берут за образец культуру соседних народов.
В нашем опыте казахский язык — богатый язык. Однако его терминология и структура еще не были упорядочены для науки. Если казахский язык будет систематизирован в научном направлении, он ни в чем не уступит другим языкам, и мы должны в это верить..
Разрушению языка народа в первую очередь способствуют образованные люди. Они наиболее подвержены внешним влияниям и становятся проводниками изменений родного языка..
Если язык школы и издательств правильный, он обогащает, развивает и процветает вместе с народом. Если же в школе и печати используется смешанный, запутанный язык, то такой народ – несчастный народ, и его язык неизбежно разрушится. Заимствуя чужие слова, необходимо подстраивать их под законы нашего языка. В мире не существует ни одного языка, который бы принимал иностранные слова без изменений.
В детстве получивший хорошее образование в национальной школе человек не забывает законов родного языка и, используя иностранные слова, пытается произносить их согласно правилам своего языка, из-за чего может путаться.
Хорошо зная родной язык и свободно говоря на чужом — это радость. А не зная родного языка, говорить на чужом — это печаль. Подражать чужому языку, не зная собственного, — большая ошибка. Об этом не должны забывать ни образованные люди, ни учащиеся.
Язык — это душа народа. Народ, не знающий своего языка, не может быть полноценным народом. Народ, стремящийся к культуре, прежде всего изменяет свой язык, а затем разрушает его. Народ, потерявший свой язык, обречен на исчезновение. Необходимо не искажать, а совершенствовать язык, рассматривать условия его сохранения, демонстрировать примеры народной и художественной литературы, знакомить с её выразительными формами.
Наш казахский народ, пробудившись, стремится догнать те народы, которые ушли вперёд в состязании за культуру. Основой культуры является знание. К знанию приходят через язык. У образованных народов язык бывает богатым..
Народ, стремящийся к культуре, в первую очередь изменяет свой язык. Вместе с приходящими извне знаниями появляются новые слова, объясняющие обычаи, законы и новшества. Большинство новых слов в языке будет заимствовано у более культурных народов.
Простой народ очень осторожен. Он не принимает вещи, которые вредят его быту, традициям и национальному единству. Как он с опаской впускает в свое окружение чужеземцев, опасаясь разрушения своего уклада, так же тщательно отбирает и заимствованные слова — проверяет, исследует, изменяет и приспосабливает их к особенностям родного языка.
Поэтический дар — это особое искусство, которое природа выбирает и дарует лишь немногим избранным. Сохранение языка, его совершенствование, обогащение и оттачивание — это великая обязанность, возложенная на поэтов.
Оружием литературного языка являются печать и школа. Печать и школа — это невероятно мощное оружие, способное оказывать огромное влияние. Язык, который используется в печати и школе, неизбежно со временем укореняется в народе.